< об учителях

Странное нынче мнение у людей об учителях. Точнее, о том, как "они должны выглядеть". Ладно, забудем о Геноне и его канонических определениях (это как рекомендация врача "избегать стресса и соблюдать диету" – все согласны, но никто не следует); обратимся к непосредственному опыту.


Есть старая восточная пословица: "Каждый встречающийся на пути человек – ваш учитель на данный момент". Иначе говоря, все – ваши учителя. И никакого преувеличения в этом нет. Скажем, идёте вы и думаете о прекрасном, витаете в метафизической стратосфере. Вдруг проезжающий автомобиль обливает вас с ног до головы грязью из лужи и исчезает за углом. Вы проклинаете его, лужи, погоду, человечество в целом. Потом через пару минут (я надеюсь) всё же останавливаетесь, и спрашиваете себя: "Э, да где же я был? Ведь если там, так высоко, как же я так быстро оказался в луже?" Вот, неизвестный водитель стал на минуту вашим упагуру. Или наоборот, идёте вы глубоко задумавшись, размышляете над коаном, никаких луж для вас не существует. Тут с балкона падает вам на голову пакет с замазкой. Баммм! – и у вас сатори. А человек, стекливший балкон – ваш дзенский мастер.

А ещё есть не менее известная поговорка, что учитель приходит, когда ученик готов. И тогда получается, что люди, гоняющиеся за учителями и разъезжающие за ними по всяким индиям и ритритам, немного напоминают котёнка, ловящего свой хвост. Да хоть приди вы на аудиенцию к Гаутаме, что вы от него сможете получить? Мановением руки и пронзительным взглядом он сделает вас Буддой? Хорошо, шактипат. Не выше какой чакры? Думаю, тут всем всё известно.

Некоторые считают, что способны узнать своего учителя. Дескать, только глянул на фотографию – и понял: "это он". Ну, или встретил, и почувствовал "безграничное изумление". А вы уверены, что у вас всё в порядке со зрением? И что в задачу всякого учителя непременно входит излучать вокруг волны просветления и изумлять прохожих? Может, кто не заметил, но за окном заключительная часть Кали-Юги. Просветлённые учителя (есть надежда, что единицы ещё остались) маскируются тщательнее, чем агенты спецслужб. И для того, чтобы распознать их, надо иметь очень хорошую внутреннюю квалификацию. Если только вам их не откроют специально для этого предназначенные обстоятельства. Встреть мы сегодня Филалета (кстати, может, это был ваш сосед сегодня утром в метро), мы спросим его: «На следующей выходите?» и пойдём дальше, не обернувшись. И никогда больше не увидим. Это первое. Выбранный нами с восторгом «учитель» – в лучшем случае упагуру на данный момент. В худшем – иллюзия, монстр, пожирающий время и душевные силы. Это второе.

Да, ещё остались книги, это у нас есть пока. Можно читать, читать, перечитывать и повышать «внутреннюю квалификацию», выискивая среди вороха страниц алмазы от своего подлинного Учителя. Каким образом? Каким, каким – таким. Или вы уже собрались выслушать от меня совет?

Глеб Бутузов

"Волшебная Гора" XIV

Arthur (28.05.2008 02:24) Версия для печати напечатать
2

Комментарии:

Омар Хайям   28.05.2008 13:20#

В детстве ходим за истиной к учителям,
После-ходят за истиной к нашим дверям.
Где же истина? Мы появились из капли.
Станем ветром. Вот смысл этой сказки, Хайям!

Призрак Опера   28.05.2008 14:28#

Я недавно напился, учитель Хайям,
Я с тобой согласился, учитель Хайям -
В этом ##ном мире вниманья достойны
Только водка и девки, остальное — к ##ям.

Омар Хайям   28.05.2008 15:44#

Пей c достойным, который тебя не глупей,
Или пей с луноликой любимой своей.
Никому не рассказывай, сколько ты выпил.
Пей с умом. Пей с разбором. Умеренно пей.

Grain   29.05.2008 14:01#

Спасибо, Артур!
Я не всегда согласна с тем, что говорит Бутузов, но это эссе стоит того, чтобы его распечатать как дацзыбао и расклеивать рядом с рекламой всяких центров просветления, ясновидения, отращивания третьей ноги и пятнадцатой чакры.
Наверное, мне повезло: в то время, когда юному уму свойственно внимать авторитетам, я слышала слово "учитель" без придыхания и прописных букв. А потом, когда вокруг заклубился голимый нью-эйдж, во мне было достаточно внутреннего скепсиса, чтобы выбирать, чему и у кого учиться. Потом, оглядываясь назад, начинаешь понимать, кто и когда был твоим упагуру. Но, пожалуй, благодарность и должна быть постфактум — чтобы не размывать процесс учения; и самая правильная форма благодарности — передавать полученное и наработанное тем, кому это пригодится, опять-таки, не воображая, что ты учишь вот этому, т.к. в конечном счёте сплошь и рядом оказывается, что у тебя учились совершенно другому.

Arthur   30.05.2008 15:32#

Ну Глеб не Бог, чтобы во всём с ним соглашаться:-) Он просто один из самых ярких и глубоких авторов ВГ:-) Да, он не является христианином, но и не позволяет себе "критики христианства" т.к. герметик и воспринимает христианство с герметической точки зрения. В этом плане его тексты о "Мастере и Маргарите", о традиционной европейской музыке или критика психологии, безусловно, глубже большинства христианских критиков. Он препарирует роман Булгакова или психологию с традиционных, местафизическоо-эзотерических позиций (извиняй за эту фигуры речи:) и получается, действительно, по Сути. Вероятно здесь ещё сказывается его литературный дар. Я могу тоже не со всем соглашаться, но я всегда ценил и дорожил теми людьми, которые действительно понимают "что происходит". При этом, эрудиция и даже великолепное владение редкими древними языками, здесь не являются панацеей. Недавно один действительно серьёзный специалист (переводящий и издающий весьма серьёзные труды) впал в ступор от слова "метафизика": "Это что-то связанное с Аристотелем?" :))

Greensleeves   29.05.2008 19:30#

Учитель — это тот, кто делится с тобой опытом, или тот, кто, опрокидывая тебе на голову ведро с помоями, прибавляет жизненного опыта тебе (а сам при этом он им не обладает)?
Согласна с предыдущим мнением насчет того, что всякая персона, прошедшая в твоей жизни и как-то ее задевшая, может получить оценку пост фактум, в том числе касательно того, была ли эта персона учителем или пыталась им казаться.

Призрак Опера   30.05.2008 15:22#

"Пыталась казаться" — здесь ни при чем. Важно только реальное действие. Передача опыта — это одно, ведро с помоями — это другое, есть и третье — человек рядом, который не задумывается о тебе и может даже не узнать, кем он был для тебя.

Grain   02.06.2008 02:26#

Есть и четвёртое, и пятое.. Я сейчас вспоминаю о моей бабушке, которая вроде бы занималась повседневной бытовой заботой обо мне, а на деле была для меня учителем очень фундаментальных вещей — я поняла это не раньше чем лет через десять после её смерти.

klow   10.06.2008 07:56#

Лучший учитель-это года твоей жизни!

Тимур   28.07.2008 10:41#

Буду откровенным, чего уж тут заигрывать.

Вознамерился я стать учителем, подсказывать, рассказывать и т.д. И хотя опыт есть и знания, да не тут-то было, не интересно и не нужно, хотя и слушают (точнее читают). Вот и на этом сайте я объявился с этой же целью — рассказать о своем опыте, о знаниях, о новом мировоззрении. Да именно о новом мировоззрении, поскольку по сути то, что я познал, это и есть новое мировоззрение.

Пришел я на этот сайт, а сам думаю, с чего начать (начал с простого) а сам переживаю, неужели опять двадцать пять, неужели опять упреки в мой адрес. Может быть действительно все бросить и сидеть себе дома или на даче и тихонечко оплакивать свои неудачи. А можно и не оплакивать, а наоборот восторгаться собой, вот мол какой я умный и хороший, я им рассказывал, они отказывались, а теперь пусть живут как хотят, а я буду жить спокойно с чувством исполненного долга.
Чтобы оставить свое мнение нужно авторизоваться или зарегистрироваться.

Gratias