< церемониал или импровизация?

Добрый день, уважаемые друзья. Оставляя в покое свои политические дилеммы, задам вам вопрос: является ли церемониальная магия стопроцентным источником успеха, и, что более важно, имеет ли она вообще смысл? Мысли мои, что породили эти вопросы, ниже под катом.

Итак, немного истории.
«Корни Магии Хаоса лежат во всех оккультных традициях, так же как и в работах многих одиночек. Если говорить о том, что какой-либо человек ответственен, хотя и ненамеренно, за нынешний спектр мнений, то этим человеком следует, безусловно, считать Остина Османа Спейра, чья магическая система была основана исключительно на его взглядах на самого себя, и на эгоцентрической модели вселенной. Он не считал, что систему, разработанную им для собственного использования, сможет использовать кто-то другой, поскольку ему было ясно, что не существует двух различных людей, способных одинаково успешно пользоваться одной и той же системой. Кроме того, он не попался на крючок того, что информация, им открытая, либо открытая ему, уместна для всего человечества — как считает любой мессия. Алистер Кроули считал его Черным Братом исключительно потому, что тот отказался принять кроулианский Закон Телемы, предпочитая вместо этого работать вне догм и правил, полагаясь на интуицию и информацию, уходящую корнями в свое собственное "Я"»
Собственно культ Zos Kia и его ветви меня интересуют мало, хотя предмет для исследования, безусловно, интересный. А вот идея индивидуальности магического акта уже более актуальна. Дело в том, что когда я совершал (уже не помню какой) обряд, я остановился на моменте, когда забыл слова. Собственно сам ритуал был весьма красивый, мерные помахивания кинжалом, призвания архангелов и прочая лабудень – словом, все было очень «по-настоящему». Но я забыл слова, чем и разрушил всю эту гармонию. Я подошел к книге и при тусклом свете свечи принялся разбирать слова, как вдруг меня пронзила простая мысль: какого черта я читаю эти дурацкие слова, призываю этих дурацких архангелов и делаю прочий бред? Я отложил в сторону книгу, встал в круг и принялся говорить все, что придет в ум – слова были придуманные. Я просто говорил то, что хотел говорить, совершая при этом какие-то странные движения, которых я уже не вспомню – и не повторю. Кончилось это тем, что по позвоночнику привычно прошел холодок, я почувствовал удовлетворение от законченности мероприятия – хотя никто не говорил мне, когда надо оканчивать.
После этого момента в моей душе встало большое сомнение по поводу необходимости церемониала. Да, с одной стороны это помогает сосредоточиться, это настраивает на определенную волну – но! Тут одно «но». Каждый ритуал – описанный ритуал – был придуман кем-то другим. Тогда какой смысл повторять его нам? Лекарство, излечивающее одного, убивает другого – тогда почему телемиты с такой настойчивостью повторяют одни и те же действия? Мне скажут, что в каждом ритуале возможно импровизация – но как вы не крутитесь, некоторые моменты вы будете обязаны пройти – в любом случае.
Действовать по схеме в условиях непознанного подобно строительству стен против ветра. Действовать, повинуясь собственным ощущениям, скорее походит на строительство мельниц. По крайней мере, так мне кажется. В мою сторону говорит еще и тот факт, что маг – существо в первую очередь творческое; ритуал – произведение искусства. Следовательно, копирование чужих ритуалов будет походить как минимум на плагиат. И тут еще одно вопрос: какую ценность имеет опыт одного человека для другого? Будет ли этот опыт полезным или наоборот, скорее навредит человеку?
Короче говоря, к чему я клоню.
Есть два пути:
1) Действовать по схеме с минимальными отклонениями;
2) Действовать, повинуясь собственной интуиции и ощущениям.

Как вы считаете, знатоки в зале, какой из путей предпочтительнее? Или право на жизнь имеют оба варианта, просто одному подходит одно, другому другое?
Для меня это является очень важным вопросом. Как человек, почитающий Кроули, я не могу просто так отставить в сторону его убежденность в необходимости ритуала; с другой стороны, ритуал кажется мне ненужной помехой между человеком и бесконечностью.
Говоря шире – нужен ли вообще ритуал? Не только в магии, но и в повседневной жизни?



Комментарии:

Призрак Опера   09.05.2008 00:00#

Спешу вам напомнить, сакрамент – сайт с оккультной направленностью


Salve, Enezis!
В подтверждение сказанного тобой соблаговоли привести точную цитату из Порядков и обычаев.
В противном случае позволь напомнить об уместности употребления оборота "по моему мнению" в тех случаях, когда ты высказываешь свою личную точку зрения.
Vale!

Enez Sizun   09.05.2008 10:28#

сеймперсун, ты зануда.
the sacrament — магия, религия, мистика, эзотерика, оккультизм, сатанизм, христианство, необъяснимое, Бог
the sacrament. at the end of miracle.

Grain   09.05.2008 15:02#

Оставив в покое своё отношение к магии, скажу в общем. Противопоставление церемониала и импровизации есть не только в магических и религиозных практиках, но и в обыденной действительности.
В ритуале важно понимать и принимать смысл производимых слов и жестов — тогда при его воспроизведении ты не повторяешь пустую схему, а воссоздаёшь структуру, промежутки которой заполняются.. импровизацией оч. глубокого уровня. Трудность ритуала, особенно привычного, в нерассеянии внимания.
В основе любой импровизации обычно лежит представление о наиболее соответствующем данным месту-времени-состоянию ритуале; соответственно — помимо настроенности важно опять же понимание того, что и зачем ты говоришь и делаешь. Трудность импровизации — в излишнем внимании к самому действию и себе-действующему вместо внимания к тому, ради чего действие происходит.
Для меня выбор ритуального или импровизационного поведения во многом зависит от обстоятельств.

Enez Sizun   10.05.2008 00:15#

То есть ничто не лучше?
Почему-то всплыла аналогия с хрониками Амбера.
Пройти лабиринт или нарисовать его.

Grain   10.05.2008 03:13#

Да, есть аналогия: воспроизвести ритуал или создать его.
В каком-то смысле "ничто не лучше", но есть обстоятельства, когда выбор однозначен, есть типы людей, которым больше подходит то или другое.
Если ты один, у тебя больше пространства для импровизации. Импровизация вдвоём — это уже искусство, требующее очень хорошего взаимного контакта. Для группы необходим ритуал различной степени гибкости...
Использование чужих ритуалов бессмысленно, но, если ты осознаёшь и принимаешь ритуал, созданный до тебя, он становится твоим ритуалом.
Хорошая импровизация тоже может стать основой личного ритуала.

Enez Sizun   11.05.2008 00:01#

Почему-то я подумал, что для совместного проведения ритуала необходима
а. душевная близость
б. сексуальная близость
Может, поэтому сексуальный аспект так важен в магии?

Grain   11.05.2008 02:54#

а. скорее, ситуативное доверие и попадение в резонанс.
б. есть разные виды близости, не уступающие сексуальной, а порой и превосходящие её: это могут быть отношения дружбы, родства (не обязательно кровного), ученичества, врачевания, сотрудничества — это то, что можно перечислить с ходу. В некоторых случаях сексуальная близость способна сработать не "на контакт", а "на разрыв".
Сексуальный аспект — в широком смысле этого слова — важен не только в магии.

Enez Sizun   11.05.2008 23:01#

огут быть отношения дружбы, родства (не обязательно кровного), ученичества, врачевания, сотрудничества — все это не то. (кроме отношения разве что ученик-мастер, но там уже совсем другое)
В некоторых случаях сексуальная близость способна сработать не "на контакт", а "на разрыв". — помню, на том сакраменте я создавал тему про сексуальную магию.... Нужно бы пинануть синко, пусть отроет архивы, вдруг что интересное было?:)

Grain   12.05.2008 02:15#

Хм.. Когда ты говоришь "всё это не то" ты имеешь в виду, что ни одно из перечисленный мной отношений не способно создать нужную степень близости?

Enez Sizun   12.05.2008 02:53#

Вот ты говоришь — нужную степень близости, и кажется мне, что мы с тобой о разном говорим. Даже не та СТЕПЕНЬ близость, сама БЛИЗОСТЬ другого рода. В конце концов, секс как магический акт никогда не будет идти "на разрыв", если он совершается в полном осознании.

Grain   12.05.2008 15:28#

Вероятно я с самого начала неправильно поняла сказанное тобой:
Почему-то я подумал, что для совместного проведения ритуала необходима
а. душевная близость
б. сексуальная близость

мне показалось, что ты имел в виду одновременное выполнение этих двух условий.

Син   13.05.2008 08:14#

Химия – тоже такая творческое искусство, а вот если долбанет – ну, так ведь искусство требует жертв, э?

Grain   13.05.2008 13:40#

Ну наконец-то пришёл Син и заговорил о технологии! А то мне самой уже начало казаться, что я говорю о магии, хотя на самом деле я имею в виду остальные стороны жизни.

Да, Син, ты прав: есть такие жёстко регламентированные ритуалы, отступления от которых должны быть минимальны. (Требование понимать суть ритуала остаётся в силе, так?)
Однако малые ритуалы из области органической химии, ежедневно творимые мною на кухне, допускают гораздо большую свободу импровизации — опять-таки, при наличии уверенного владения общими принципами, интуиции и опыта участия в ритуалах, требующих точного выполнения.

Син   13.05.2008 14:43#

Общие принципы – что это тогда такое, если не часть церемониала? Если поставить их отдельно, то ставьте, но не забывайте упоминать и принимать.
А то, как представлю, что на словах «окрест нападающих на мя» текст потеряется и дальше пойдет импровизация – «мудаков невиданных, мобилу мою хотющих и душу алчущих…»
Ну смысл понятен, да?

Grain   13.05.2008 14:55#

Понимаю и принимаю.

Enez Sizun   13.05.2008 15:25#

То есть ты хочешь магию упаковать в учебник?
И какие основные правила ты выделяешь?
Перечисли мне по порядку, с пруфами того, что эти принципы обязательны.

Син   13.05.2008 16:17#

Вот ты и противоречишь тому, что написал. Какие пруфы тебе нужны, если ты в правила не веришь? :)
Требуя доказательства – ты принимаешь правила, без правил у тебя остается славная импровизация.
А понимание что ты делаешь – это уж очевидное правило, или ты не согласен?

Grain   13.05.2008 16:34#

*нагло встревает*
А что если вот так?
- Понимание, что ты делаешь – это закон. А уж дальше — делай что хочешь [а я посмотрю, что у тебя или с тобой получится]. ))

Enez Sizun   14.05.2008 11:25#

Может быть, и так. Только на деле это будет относиться только к непознанному. Реальная жизнь будет по другу сторону дорогу — там-то незнание или знание законов не влияет на его выполнение.

Enez Sizun   14.05.2008 11:19#

Вот ты так всегда — споришь и не можешь ничего доказать. Если бы ты объяснил мне так, чтобы я понял, я бы может бы и принял церемонию. Я же нигде в статье не говорил, что это мое окончательное мнение, я как раз сомневаюсь. Если бы я знал точно, не писал бы тут.

klow   10.06.2008 14:26#

Эх,люди, бросьте фигней страдать! Магия,оккультизм,лучше в церковь сходите!

Enez Sizun   12.06.2008 21:32#

Что мы там найдем?
Чтобы оставить свое мнение нужно авторизоваться или зарегистрироваться.